Центр экспертиз Рособщемаш проведет энергоаудит:

— Энергетическое обследование объекта;

— Инструментальное обследование;

— Диагностику оборудования котельных, разработаем мероприятия по повышению КПД

— Разработаем программу энергосбережения;

— Оформим энергетический паспорт предприятия и паспорт энергоэффективности здания

Что такое энергоаудит

Энергоаудит выполняется для установления эффективности использования энергетических ресурсов и разработки экономически обоснованных мероприятий по снижению затрат на энергоресурсы (вода, тепло, электроэнергия, газ и прочее). Также целью проведения энергоаудита может являться составление энергетического паспорта объекта. Иногда под энергоаудитом понимают в принципе обследование систем здания с целью установления их технического состояния, эффективности эксплуатации, снижения потребления энергоресурсов, включая установление простых неисправностей до решения вопроса о бездоговорном и безучетном потреблении ресурсов.

Результатом энергоаудита может быть снижение расхода ресурсов и, как следствие, сбережение денежных средств от 10 до 200 процентов.

Модель энергоаудита в первую очередь определяется целью энергетического обследования и может быть:

  • Диагностической;

  • Аналитической;

  • Инвестиционной;

  • Для подготовки энергетического паспорта

Диагностический энергоаудит имеет своей целью провести диагностику энергопотребления, дать предварительную картину энергопотребления и наметить проблемные области, в которых следует сосредоточить усилия по повышению энергоэффективности.

Аналитический аудит предполагает более детальное обследование и дает более точную картину для выработки обоснованных мероприятии по повышению энергоэффективности.

Инвестиционный аудит имеет своей целью поиск наиболее эффективных путей повышения энергоэффективности и разработку инвестиционного плана (бизнес-плана) по энергосбережению.

В свою очередь диагностический и аналитический аудиты часто выступают как аудиты первой и второй ступени. Здесь в значительной степени играет роль заказчик, который определяет, что он намерен получить в качестве результата.

Структура энергоаудита для подготовки энергетического паспорта:

Переговоры с заказчиком, знакомство с объектом и заключение договора с согласованием сроков выполнения; определение ответственности заказчика за предоставление информации, доступ к объектам, подготовка необходимых приказов и распоряжений для исключения проблем при проведении обследования; составление плана-графика аудита.

Сбор информации по производству и потреблению энергоресурсов осуществляется на основе данных учета энергоресурсов с использованием данных бухгалтерского учета из пояснительной записки к бухгалтерской отчетности.

Сбор данных по производству основной и дополнительной продукции или работам и услугам осуществляется на основании данных экономического или производственного отделов с использованием данных бухгалтерского учета. Заполнение энергетического паспорта производится на основании собранной информации и выполнения расчетов. Далее производится сбор дополнительной информации, возможные измерения и необходимые расчеты.

Анализ полученных данных производится для того, чтобы оценить потенциал энергосбережения и определить на этой основе направления для разработки мероприятий. На очередном этапе энергетический паспорт согласовывается с заказчиком и устраняются возможные недостатки.

После подписи энергетического паспорта аудитором и заказчиком он направляется в СРО, а потом в Минэнерго.

Энергетический паспорт требует наличия следующих показателей, которые используются для оценки энергоэффективности потребления и оценки энергосберегающих мероприятий:

  • Сокращение потребления / потерь;

  • Затраты на мероприятия;

  • Средний срок окупаемости мероприятий;

  • Срок внедрения;

  • Показатели энергоэффективности

Для обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений установлены до настоящего времени требования к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений в законодательстве об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В соответствии с п.6 статьи 6 Закона №261-ФЗ установление требований энергетической эффективности отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ. При этом речь идет о всех типах зданий, строений и сооружений, включая объекты жилищного фонда, объекты промышленного и коммерческого секторов.

Согласно части 1 статьи 11 Закона №261-ФЗ такие требования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений утверждены постановлением Правительства РФ от 25 января 2011г. №18.

Согласно п.2 Правил установления требований соответствующие требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

Законом №261-ФЗ и Правилами установления требований определены ключевые структурные элементы, которые должны содержаться в требованиях энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. Пунктом 7 Правил установления требований определено, что к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей – показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды.

В соответствии с п.14 Правил установления требований определение требований энергетической эффективности осуществляется путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определение темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности. При этом после установления базового уровня энергетической эффективности зданий, строений и сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже одного раза в пять лет.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений является Минрегион России.

Для оценки экономической эффективности мероприятий по энергосбережению необходимо воспользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года №ВК 477.

Какими документами необходимо руководствоваться при выполнении п.27.1 раздела 10.1 «Мероприятия по обеспечению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановления Правительства РФ от 13 апреля 2010 года № 235 ?

При разработке раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», кроме требований можно руководствоваться следующими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами: постановление Правительства РФ от25 января 2011 года №18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»; СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»; СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий».

Ключевую роль при обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений должен играть приказ Минрегион России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».

Предусмотрены ли требования об обязательном проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах?

Законом №261-ФЗ предусмотрены требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по проведению данных мероприятий возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома – управляющая организация товарищество собственников жилья, иное объединение граждан в жилищной сфере, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме. Эти мероприятия должны быть включены в утвержденный общим собранием собственников помещений перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и регулярно, утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ. Принципы формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 года №646. Например, постановлением Правительства Московской области от15 декабря 2010 года №1108/57 «Об утверждении Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Московской области». Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, не реже чем один раз в год обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. Форма перечня таких мероприятий утверждена Приказом Минрегиона России от 2 сентября 2010 года №394.

Класс энергетической эффективности будет напрямую влиять на его рыночную стоимость.

Чтобы ТСЖ получило средства на капитальный ремонт дома из бюджета РФ или местного бюджета в форме субсидии необходимо проведение энергетического обследования в отношении многоквартирных домов, на проведение капитального ремонта которых запрашиваются субсидии.