Top.Mail.Ru
С кем должен остаться ребенок при разводе родителей? - Expert Portal.ru

С кем должен остаться ребенок при разводе родителей?

С кем должен остаться ребенок при разводе родителей?

При разводе самым важным вопросом становится решение о том, с кем из родителей должен остаться ребенок. Этот вопрос представляет собой одну из наиболее сложных и эмоционально насыщенных проблем, с которыми сталкиваются семьи, находящиеся в процессе развода.

Для того, чтобы выяснить как обеспечить ребенку наиболее комфортные условия проживания проводится психологическая экспертиза, как самого ребенка, так и его родителей. В данной статье рассмотрим, как результаты психологической экспертизы влияют на разрешение столь важных жизненных вопросов.

АНО Центр Судебной Экспертизы «Рособщемаш» проводит психологические экспертизы. При подготовке исследования эксперты руководствуются Федеральным законом от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Примерные вопросы, которые успешно решали эксперты АНО Центр Судебной Экспертизы «Рособщемаш» при проведении психологической экспертизы:
  1. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего ребенка и его родителей?
  2. Оказывают ли (могут оказать) индивидуальные особенности родителей негативное влияние на психологическое состояние и развитие ребенка? Находится ли ребенок под психологическим влиянием отца и матери. Если находится – каков характер психологического воздействия?
  3. Какового действительное отношение ребенка к его родителям, к каждому по отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  4. Окажут ли неблагоприятное воздействие на психологическое состояние ребенка его переезд в другую страну и его адаптация с учетом изменения круга общения, образа жизни, незнания языка?

Например, в АНО Центр Судебной Экспертизы «Рособщемаш» проводилась судебная психологическая экспертиза для принятия решения по следующему делу:

Из искового заявления об определении места жительства ребенка, известно следующее: В течении 5 лет истец и ответчик состояли в зарегистрированном браке и имеют ребенка.

После развода ребенок остался жить с матерью. В связи с частыми выездами матери в другую страну, ребенок стал жить с отцом во время её отъездов. По возвращению матери из-за границы попеременно — то с одним, то с другим родителем.

С определенного времени ребенок проживает с отцом (истцом), а во время приездов матери в город, общается с ней, проживает попеременно у обоих родителей.

Позже женщина заключила брак с иностранцем и сообщила о намерении переехать в другую страну и забрать ребенка с собой.

В связи этими обстоятельствами отец ребенка обратился в суд с иском об определении места жительства ребенка с ним.

В характеристике на ребенка указано, что тот легко проходит адаптационный период, активно участвует в образовательном процессе, старательный, сообразительный, умеет рассуждать, дает четкие и правильные ответы. Имеет хороший словарный запас, грамотную, выразительную речь, очень хорошую память. Отлично сформированы вычислительные навыки, быстрое выразительное чтение, грамотное письмо.

Второй год обучения начал с большим желанием, среди отметок по всем предметам преобладают пятерки, очень ответственно готовится к урокам, принимает активное участие во внеклассных мероприятиях.

Общительный, дружелюбный, коммуникабельный, имеет друзей среди одноклассников. Всегда чисто и опрятно одет, имеет все школьные принадлежности. Проживает с отцом, который интересуется учебой сына, является его активным помощником. Атмосфера в семье теплая, дружелюбная, папа каждый день отводит ребенка в школу и забирает его после занятий.

Во внеурочное время ребенок посещает секции, где проявил себя как дисциплинированный, трудолюбивый, активный ученик, замечаний по поведению не имеет.

Из представленного характеризующего материала следует, что оба родителя  не состоят на учете  у психиатра и нарколога.

По месту жительства и работы отца оценивают положительно.

Согласно заключению органа опеки, оба родителя эмоционально значимы для ребенка, однако в настоящее время приоритетную роль в его жизни играет отец и бабушка. Ребенок находится в привычной и комфортной для него среде, менять место жительства не желает, аргументировано поясняет, почему он не хочет проживать с матерью и отчимом иностранцем.

Согласно акту обследования жилого помещения, в котором в настоящее время проживает ребенок с отцом, оборудовано необходимой мебелью и бытовой техникой, находится в хорошем состоянии и пригодно для проживания ребенка. Отец надлежащим образом исполняет родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.

Психологическое исследование

На психологическое исследование ребенок пришел с папой. Психологическое обследование проходило в отсутствие отца, один на один с психологом.

Со слов отца известно, что на данный момент ребенок проживает с ним, обучается в школе и активно занимается в секции. Проблем с успеваемостью у ребенка нет, есть все необходимые условия для  адекватного социального и интеллектуального развития ребенка.

Однако, между отцом ребенка и дедушкой (отцом матери ребенка) имеются конфликтные отношения, что вызывает у ребенка сильные негативные эмоциональные реакции. Со слов матери известно, что ребенок переживал подавленное психологическое состояние, которое сопровождалось периодами эмоциональной нестабильности. Это могло быть вызвано конфликтом между бывшими супругами и невозможностью лично общаться со своей мамой.

При экспериментальном-психологическом исследовании были использованы следующие методы: направленная беседа, активное слушание и проективные тесты и другие стандартизированные методики.

В ходе психологического исследования ребенок был контактен, достаточно эмоционален, с интересом выполнял задания.

При расспросе о внутрисемейных отношениях ребенок сообщил о своих переживаниях, вызванных разводом родителей и отсутствием возможности лично видеться с мамой по своему месту жительства. Он открыто говорит о том, что для него важны оба родителя. Это подтверждается не только его вербальными ответами, но также и невербальными реакциями – много улыбается, когда говорит о родителях и вспоминает все хорошие события, которые связаны с ними. Когда разговор заходит о ситуации развода и отсутствии возможности видеться с мамой, линия поведения меняется – закрытые жесты, скупая мимика тихая речь, что свидетельствует о наличии сильных психологических переживаний в этом вопросе.

В контексте психологической диагностики охотно отвечал на вопросы, выполнял задания и проявлял инициативу. Он активно вступал в коммуникацию, доброжелательно задавал интересующие его вопросы.

В ходе дальнейший работы был выявлен актуальный внутриличностный конфликт ребенка, вызванный разводом родителей и последующим ухудшением взаимодействия между бывшими супругами. Данный конфликт вызывает у ребенка тревожно-депрессивную симптоматику и эмоционально нестабильное состояние

После исследования  ребенка была проведена беседа с его родителями.

Отец старается создать для ребенка комфортные условия (в меру своих возможностей), заинтересован в его психологическом благополучии. Несмотря на полное включение в процесс воспитания и развития, отец находится в затяжном стрессовом состоянии, предположительно, вызванным разводом, что проявляется в избегании взаимодействия с бывшей супругой, а также в ухудшении эмоционального состояния при обсуждении данной темы.

Мать, несмотря на то, что проживает на данный момент в другой стране, очень сильно эмоционально привязана к ребенку, также как и он к ней. Ситуация временной разлуки актуализирует чувство вины из-за невозможности лично видеть ребенка и принимать участие в его жизни. Кроме того, женщина находится в подавленном состоянии из-за невозможности договориться с бывшим супругом о временном приезде ребенка по месту жительства матери. Также как и ребенок, мать охотно шла на контакт и активно стремилась найти компромисс в сложившейся ситуации.

При этом индивидуально-психологические особенности родителей не оказывают негативное влияние на психологическое состояние и развитие ребенка, однако, конфликт между бывшими супругами провоцирует у ребенка внутриличностный конфликт, который в долгосрочной перспективе может ухудшать его эмоциональное состояние, вызывать тревогу и состояние подавленности, а также сформировать психологическую травму, которая может закрепить данные симптомы.

Сейчас ребенок находится в предпубертатном периоде. Существует вероятность, что через несколько лет внутриличностный конфликт может устойчиво закрепиться и начать проявляться в новых симптомах, при условии, что родители не смогут установить доброжелательные отношения и найти компромисс. Родители ребенка сильно влияют на его психологическое состояние, поскольку сейчас являются для него самыми близкими людьми. Ни отец, ни мать не пытаются умышленно оказать воздействие на ребенка, однако ситуация конфликта между ними всё равно влияет на его психологическое состояние.

Ребенок в равной степени привязан и к отцу, и к матери. Отец практически всегда находится рядом с ребенком, стимулируя его достижения и «закладывая ценности», которые считает значимыми для себя. Влияние мамы выражено, прежде всего, в том, что она приобщает ребенка к творчеству  и стремится радовать его подарками.

Поскольку ребенок социализирован в существующую среду, резкий переезд без поддержки отца может оказать неблагоприятное воздействие на его психологическое состояние, однако временное нахождение по месту проживания матери не вызовет у него психологического дискомфорта. Мать обладает всем, чтобы сделать его временное нахождение заграницей максимально комфортным для психологического состояния. Отцу и матери ребенка рекомендуется найти компромисс в решении данного вопроса, чтобы своевременно создать для ребенка наиболее комфортные психологические условия, в которых была бы возможность лично общаться с обоими родители тогда, когда у него появляется в этом потребность.

Таким образом, результат психологического исследования помог суду определиться с решением по этому делу.

Суд прислушался к мнению эксперта-психолога и пришел к выводу, что необходимо, чтобы оба родителя поддерживали контакт с ребенком и старались установить дружелюбные отношения друг с другом. Благоприятная атмосфера между бывшими супругами поможет ребенку избежать психологических проблем в будущем. Кроме того, общение ребенка с родными отцом и матерью не должно прерываться из-за внешних обстоятельств.

Если у вас возникли вопросы касаемо проведения психологической экспертизы, как в судебном, так и внесудебном порядке, АНО ЦСЭ «Рособщемаш» предоставит вам необходимую поддержку и поможет разрешить все вопросы и проблемы.

Анастасия Завьялкина

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress