Потребительские споры: Кто несет бремя доказывания?

Из-за санкций российский рынок покинули большинство известных европейских и американских автомобильных брендов. Им на смену пришли китайские производители, однако большинство людей консервативны и стараются покупать привычные модели, избегая экспериментов с новыми поставщиками. Поэтому они готовы покупать подержанные автомобили полюбившихся им за прошлые годы брендов.

К сожалению, при покупке бывших в употреблении автомобилей можно часто обнаружить подводные камни. Что делать, если Вам продали машину с дефектом из-за которого Вы понесли ущерб? Расскажем о том, кто должен нести ответственность за доказывания в потребительских спорах на примере определения от 15.08.2023 № 44-КГ23-11-К7.

Содержание дела включает в себя ситуацию, в которой истец обратилась в суд с требованием о расторжении договора купли-продажи автомобиля, утверждая, что автомобиль, проданный ответчиком, имел серьезный дефект, о котором ей не было известно. Этот дефект привел к возгоранию автомобиля и нанес ей ущерб.

Суд первой инстанции отказал истцу, а суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали это решение.

Верховный суд пришел к выводу, что в соответствии с выводами судебной экспертизы, причиной возгорания автомобиля было загорание горючих материалов в определенной части автомобиля из-за короткого замыкания в электроустановке.

Судом, в процессе рассмотрения дела, было установлено, что автомобиль, проданный истцу, имел дефекты, которые привели к возгоранию автомобиля.

Для правильного разрешения спора, суду также следовало установить, когда именно возник этот дефект, кто несет за него ответственность и был ли покупатель предупрежден об этом продавцом.

Ответственность за доказательство обстоятельств, освобождающих от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства, включая причинение ущерба, лежит на продавце (или изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы или оказания услуги) ненадлежащего качества. В таком случае определение, кто должен представить доказательства, зависит от наличия гарантийного срока на товар (работу, услугу) и от времени, когда были обнаружены недостатки.

В процессе разрешения спора, суд пришел к заключению, что это обязанность истца доказать, что товар, который она приобрела, не соответствовал условиям договора, а именно, что на момент продажи товара в нем существовали недостатки, о которых потребитель не знал и не мог знать.

Тем не менее, согласно действующему законодательству, обязанность доказать добросовестность своих действий лежит на продавце товара.

Поскольку суд неправильно определил, кто должен представить доказательства того, что недостатки в автомобиле появились после передачи товара потребителю из-за нарушения им правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, дело направлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

Если Вам требуется проведения технической экспертизы оборудования или технической экспертизы автомобиля, как в судебном, так и внесудебном порядке, АНО ЦСЭ  «Рособщемаш» предоставит вам необходимую поддержку и поможет разрешить все вопросы и проблемы.

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress