Экспертиза шин транспортных средств

Экспертиза шин — это комплексное исследование свойств и качества шин транспортных средств, проводимое экспертом, обладающим специальными познаниями. Целью экспертизы является получение достоверных ответов на заданные вопросы.

Для чего нужна экспертиза шин?

Плохое состояние шин транспортных средств является одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий. Это может быть вызвано браком при изготовлении шин, неправильным монтажом или установкой развала колес, некорректным давлением в колесах, а также неправильным режимом набора скорости и торможения.

Экспертиза шин позволяет:

  • исследовать и оценить правильность нанесения, полноту маркировочных данных и особенность маркировки шин;
  • определить допустимые и недопустимые отклонения в значении показателей качества шин;
  • установить соответствие или несоответствие качества и комплектности шин определенным стандартам, техническим регламентам или нормативной документации;
  • раскрыть причины и обстоятельства возникновения дефектов, их характер, расположение и степень выраженности;
  • определить фактический износ шины;
  • определить возможность и целесообразность устранения обнаруженных дефектов согласно текущим технологиям и особенностям ремонта шин;
  • оценить стоимость восстановительного ремонта шины;
  • оценить качество ремонта шин;
  • определить стоимость ущерба, такого как после пожара, порчи изделия, некачественного ремонта и т. д.;
  • оценить рыночную стоимость шин;
  • осуществить проверку подлинности шин и т.д.

Например, в АНО Центр Судебной Экспертизы «Рособщемаш» специалист проводил экспертизу шин. Специалисту нужно было дать ответы на следующие вопросы:

  1. Имеются ли в шинах недостатки в виде трещин в канавках протектора?
  2. Если имеются, то, когда они образовались до начала эксплуатации или после?
  3. Что явилось причиной их образования?
  4. Могла ли причина недостатка быть производственного характера, но при этом проявиться после одного летнего сезона использования?

Исследование проводилось экспертом-товароведом органолептическим и измерительными методами без разрушения объектов при искусственном и естественном освещении. На экспертизу были представлены автомобильные шины в количестве 4 единиц.

Результаты исследования

Имеются ли в шинах недостатки в виде трещин в канавках протектора?

При визуальном осмотре шин, были выявлены следующие недостатки:

  • на первой шине было выявлено 8 трещин в канавках протектора и 2 на поверхности протектора;
  • на второй шине было выявлено 3 трещины в канавках протектора и 5 на протекторе;
  • на третьей шине была выявлена 1 трещина в канавке протектора и 5 на протекторе;
  • на четвертой шине были выявлены 3 трещины на протекторе, в канавках трещин не выявлено.

На всех представленных на экспертизу шинах были выявлены трещины, размещенные локально, размером от 3 мм до 11мм в канавках протектора и на его поверхности.

Когда образовались недостатки: до начала эксплуатации или после?

При проведении экспертизы были произведены замера высоты протектора

Факторы, которые влияют на процесс движения и износа шины присутствуют постоянно: это и скорость движения, и температура воздуха и полотна дороги, и давление в шинах, и степень загруженности автомобиля, и стиль вождения, ну, и, конечно же, техническое состояние автомобиля.

Неравномерное стирание

Нестандартный износ шин обычно свидетельствует о наличии неполадок в самой технике. Причины неравномерного износа шин довольно разнообразны.

1. Старение шины. Старение резины зависит от того, в каких условиях эксплуатировались (или хранились) колеса. При неправильном хранении эксплуатационные характеристики шины значительно ухудшаются — теряется эластичность, резина становится твердой, на ней появляются трещинки, особенно на боковинах покрышек, которые с каждым годом становятся более глубокими. Старение покрышек во время хранения усиливается при попадании на них прямых солнечных лучей, нарушении режима влажности и температуры воздуха. Под действием солнечных лучей из кислорода воздуха образуется ОЗОН, который способствует быстрому старению шины. По причине возможного разрыва не рекомендуется эксплуатировать шины старше 5 лет. 

2. Одностороннее стирание. Причины износа шин резины на одной стороне заключаются в неправильной геометрии подвески. При выявлении такого стирания следует проверить развал и схождение колес:

  • износ внешней стороны – избыточный положительный развал или схождение;
  • износ внутренней стороны – избыточный отрицательный развал или схождение;
  • нулевой развал вызовет равномерное усиленное стирание шин и увеличит расход; 
  • пиловидное изнашивание, когда рисунок внутреннего края начинает напоминать зубья пилы, — нарушение развала-схождения колес.

Что явилось причиной образования недостатков?

Автомобильным покрышкам приходится постоянно выдерживать очень интенсивное и серьезное воздействие внешней среды. Кроме регулярных растяжений, приходящихся на их долю за время эксплуатации, на покрышки оказывают влияние кислотные дожди, химические реактивы, пыль от тормозных колодок и прямой солнечный свет, а также летний зной и зимний холод.

Несмотря на то, что в состав резиновой смеси покрышки включены специальные присадки, которые замедляют процесс ее старения, регулярный контакт с агрессивной внешней средой заставляет резину терять часть своей эластичности, и провоцирует возникновение поверхностных трещин.

Поверхностные повреждения именуются по-разному: атмосферное, погодное или озоновое растрескивание. Чаще всего эти небольшие по своему размеру трещины появляются на боковинах покрышки либо в глубине канавок протектора. В зависимости от степени серьезности повреждений, они могут носить косметический характер, если не уходят дальше поверхностного слоя резины, а способны и послужить серьезной причиной замены покрышки, если разрушен основной массив резины.

Поскольку покрышки производятся из резины, ближе к окончанию срока эксплуатации все они, пусть и в разной степени, покрываются целой сетью трещин. Однако этот процесс может ускориться по таким причинам, как частый перегрев, воздействие озона, выхлопных газов и солнечного света, а также близость генераторов и электромоторов (со щетками). К примеру, шины автомобиля, который днем и ночью стоит на открытом воздухе, а не в гараже, будут подвергаться постоянному воздействию солнечных лучей, что значительно повышает вероятность образования на их поверхности трещин. Кроме того, на боковинах трещины частенько появляются от трения о бордюры во время парковки машины либо от чрезмерно частого применения моющих и чистящих средств, которые при каждом использование вымывают часть противоозоновых присадок и антиоксидантов, содержащихся в шинах. Если основной причиной образования трещин служит солнце либо воздействие чистящих средств, то повреждения будут заметны только лишь на наружной боковине шины, тогда как внутренняя сторона останется нетронутой.

Соединения, присутствующие в резиновой смеси, которые замедляют ее старение, обладают большим эффектом, когда шина используется на регулярной основе. Постоянные циклы сжатия-растяжения смеси будут препятствовать образованию трещин на поверхности резины. Если автомобиль используется не на постоянной основе либо имеет незначительный годовой пробег, то у его покрышек увеличивается вероятность покрыться трещинами, так как в результате длительных периодов неподвижности останавливается «работа» резины.

Есть целый ряд условий, на которые гарантия производителя не распространяется. Трещины могут возникать на поверхности покрышек по причине неверного обслуживания колес. Езда со спущенными или недокачанными колесами, езда с перегрузкой приводят к чрезмерному растяжению резиновой смеси и способны послужить причиной образования трещин, похожих на поверхностные повреждения, которые были описаны выше. Если осмотр внутренней части покрышки автомобиля установит, что трещины образованы по одной из данных причин, то в гарантии производителя может быть отказано.

Могла ли причина недостатка быть производственного характера, но при этом проявиться после одного летнего сезона использования?

Шины являются одной из немногих, составляющих автомобиля, которая подвергается наибольшему воздействию внешней среды: вода, снег, грязь, противогололедные реагенты, УФ-свет – все это лишь ускоряет их износ и старение. 

Трещины на шинах обычно появляются на боковинах, в глубинах канавок протекторов, либо же и там, и там. Это может быть косметический дефект (если трещина затронула лишь поверхностный слой резины), а может целая проблема, когда требуется замена покрышки. 

Ускорить образование трещин могут такие факторы, как:

  • плохая резина;
  • неправильное хранение шин;
  • выхлопных газов;
  • воздействие солнечного света;
  • частые перегревы.

Например, плохо, когда летом машина стоит не в гараже, а постоянно находится на открытом воздухе и подвергается воздействию УФ-лучей. Для решения этой проблемы рекомендуется одевать на колеса специальные чехлы.

Покрышки регулярно эксплуатирующихся автомобилей, подвержены данной «болезни» реже, чем их собратья, которые используются не слишком часто. 

Если трещины имеют место быть, то по гарантии (4-5 лет) их могут заменить (в том случае, когда причина связана с заводским браком). Если же проблема появилась вследствие человеческого фактора (эксплуатация автомобиля со спущенными/недокаченными шинами, езда с постоянными перегрузками), тогда в гарантии может быть отказано. 

Таким образом, трещины на шинах – это симптом, свидетельствующий об их старении. Он также может быть связан с неправильным хранением и низким качеством самой продукции. В любом случае, периодически необходимо проводить осмотр всех колес на своем автомобиле и в случае обнаружения трещин, заменить покрышки.

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress