Ограничение публичного использования иностранных слов: новый законопроект в Госдуме

Группа депутатов внесла законопроект в Государственную Думу, который направлен на сохранение чистоты русского языка и уменьшение использования иностранных слов. Предлагается ограничить применение иностранных слов в сфере торговли, при выполнении работ и предоставлении услуг потребителям, в средствах массовой информации и в нескольких других публичных сферах.

Этот законопроект также вносит изменения в различные федеральные законы, включая закон «О рекламе».

В настоящее время существуют ограничения в использовании заимствований

Ранее был принят закон о государственном языке, который расширил область его обязательного применения. Теперь русский язык обязателен для использования в деятельности государственных органов и компаний, в деловой переписке, рекламе, информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг) и так далее.

Запрещено использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке. Их перечень содержится в нормативных словарях.

Надписи на вывесках станут русскоязычными

Не все сферы попадут под это правило, подчеркнули авторы законопроекта. Они отмечают, что наблюдается активное использование иностранного языка для информации о различных мероприятиях, скидках и распродажах, а также для рекламных щитов, вывесок на магазинах, названий жилых комплексов и элементов городской инфраструктуры, включая наименования строящихся районов и кварталов.

Согласно предложенному законопроекту, будет обязательным использование русского языка в коммерческом обозначении (за исключением фирменного наименования в составе коммерческого обозначения).

Инициаторы утверждают, что необходимо значительно ограничить использование иностранных слов и «англицизмов» на всей территории России, особенно в общественных местах (в рекламе, продаже товаров, выполнении работ, предоставлении услуг для потребителей, в продукции средств массовой информации, в градостроительной деятельности и других сферах).

Согласно предложенному законопроекту, информация о скидках, акциях, распродажах и подобных событиях должна доводиться до потребителя исключительно на русском языке. Это означает, что такие надписи, как «fresh», «sale», «open» и аналогичные выражения подпадают под ограничения. Законопроект также учитывает использование иностранных слов и выражений на вывесках, указателях, внешних поверхностях, информационных табличках, знаках, и других технических приспособлений.

Следует отметить, что необходимо обеспечить наличие перевода на русский язык информации, представленной в рекламе и выполненной на языках народов Российской Федерации или на иностранном языке. При этом тексты в рекламе на русском языке и на других языках (если они присутствуют) должны быть одинаковыми по содержанию, одинаково размещены и иметь одинаковое техническое оформление.

Грядущие ограничения

Кроме того, информационные программы, транслируемые на национальных общедоступных телеканалах и радиоканалах, должны строго соблюдать правила современного русского литературного языка, утвержденные в нормативных словарях, справочниках и грамматиках. Пояснительные материалы уточняют, что ведущие (дикторы) обязаны избегать языковых и лексических ошибок при предоставлении информации.

Кроме того, жилым комплексам, поселкам, кварталам и микрорайонам запрещено давать названия на иностранных языках или с использованием производных от иностранных слов и выражений, таких как «гарден», «хилл» и тому подобные.

Авторы подчеркивают, что сохраняется возможность применения государственных языков республик, входящих в состав России, и языков других народов при соблюдении определенных условий идентичности этих текстов в отношении содержания, равнозначности их размещения, а также технического оформления, включая цвет, тип и размер шрифта.

Инициаторы подчеркивают, что целью предложенной законодательной инициативы является формирование в России национально ориентированной среды, защита русского языка и ограничение использования иностранных (заимствованных) слов в общественном пространстве.

В случае принятия, законопроект вступит в силу с 1 января 2025 года.

Источник: https://rg.ru/2023/10/25/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-ob-ogranichenii-publichnogo-ispolzovaniia-inostrannyh-slov.html

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress