Можно ли использовать мемы как товарные знаки?

Позиции в судебной практике

Одно из показательных судебных разбирательств, в рамках которого был проанализирован потенциал мема стать товарным знаком, описано в деле №СИП-1109/2022. Недавно Суд по интеллектуальным правам, сохраняя в силе решение первой инстанции, подтвердил законность решения Роспатента, отказавшего в регистрации мема «Как тебе такое, Илон?» в качестве товарного знака из-за утраты различительной способности, вызванной его свободным использованием пользователями в сети для высмеивания несуразных изобретений.

Позиция Суда по интеллектуальным правам весьма спорна, поскольку неясно, почему использование мемов для придания юмористического характера контексту их использования исключает их способность индивидуализировать товары и услуги. Гражданское законодательство и Правила Роспатента устанавливают такие ограничения только для обозначений, которые используются третьими лицами для индивидуализации однородных товаров и услуг в экономической деятельности, не имеющей отношения к некоммерческому использованию.

В деле №СИП-155/2023 Суд по интеллектуальным правам вместе с Президиумом поддержал заявителя, который хотел зарегистрировать мем «Rossiano». Несмотря на то, что вопрос о различительной способности обозначения не был рассмотрен (Роспатент изначально отклонил заявку, ссылаясь на несоответствие мема общественным интересам), Суд по интеллектуальным правам не опротестовал позицию первой инстанции о том, что в настоящее время нет законодательного запрета на регистрацию мемов в качестве товарных знаков.

Какие могут быть ограничения?

Главная идея заключается в том, что ограничение регистрации мемов в качестве товарных знаков должно стремиться к минимизации риска захвата обозначения, когда оно уже широко используется производителями для индивидуализации своих товаров или услуг, а не к его абсолютному запрету.

Таким образом, для признания мема не соответствующим положениям законодательства в случаях, когда речь идет об отсутствии различительной способности, обязательно должен быть выявлен такой факт широкого использования в экономической деятельности, а не в качестве шутки в интернете. Ироническое использование мема не может являться причиной отказа в регистрации, поскольку при таких условиях мем не индивидуализирует товары и услуги, а значит, не может противопоставляться товарному знаку.

Регистрируются ли Роспатентом мемы в качестве товарных знаков?

Сегодня можно найти много успешных примеров регистрации товарных знаков, которые являются известными мемами. Например, обозначение «На донышке» изначально было отклонено Роспатентом, но затем было успешно зарегистрировано после рассмотрения в Палате по патентным спорам. Коллегия указала, что обозначение соответствует требованиям законодательства в том числе ввиду того, что использование в качестве мема не влияет на различительную способность обозначения.

Однако, есть и отрицательная практика. В июне 2023 года Роспатент отказал в регистрации обозначения «OMAGAD» с обоснованием, аналогичным делу №СИП-1109/2022, поскольку мем свободно используется в интернете и потерял индивидуализирующую функцию.

Таким образом, практика регистрации мемов в качестве товарных знаков до сих пор неоднозначна.

Какие факторы влияют на регистрацию мемов?

Как видно из немногочисленных примеров из практики, в глазах Роспатента и Суда по интеллектуальным правам высокий уровень популярности мема напрямую влияет на его различительную способность.

Однако, определить точную грань популярности, при которой мем не может быть зарегистрирован как товарный знак, представляется проблематичным из-за его изначальной известности и распространения в цифровой реальности. Это усложняет определение того, кто и в каком количестве может использовать мем, чтобы был вынесен отказ в его регистрации.

Отмечается, что шансы на регистрацию мема значительно возрастают, если он непосредственно связан с его заявителем. Например, мем «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили» был зарегистрирован автором, который изначально ассоциирован с этим мемом. Этот фактор может быть связан с приобретенной различительной способностью. Если заявитель в течение продолжительного времени использовал мем для индивидуализации своих товаров и услуг, Роспатент может признать, что мем приобрел различительную способность и тесно связан с заявителем в глазах потребителей.

При регистрации мема нужно учитывать дополнительный риск. Если заявитель не является автором мема, то даже при успешной регистрации в качестве товарного знака могут возникнуть проблемы, так как мемы защищены авторским правом. В случае, если мем был зарегистрирован без согласия автора, истинный правообладатель может подать возражение против такой регистрации в рамках специальной процедуры, установленной законодательством.

Источник: https://denuo.legal/ru/insights/news/I05/

Если вам требуется экспертиза товарного знака или патентная экспертиза, АНО ЦСЭ «Рособщемаш» предоставит вам необходимую поддержку и поможет разрешить все вопросы и проблемы.

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress