Всё больше значимых действий можно выполнять удалённо: крупные покупки, подписание контрактов, подача заявлений осуществляются онлайн. Для комфортной работы может понадобиться электронная подпись. В этой статье мы расскажем, что это такое, зачем она нужна и как её создать.
Электронная подпись — информация в электронном виде, она позволяет идентифицировать человека без его личного присутствия, а также подтвердить подлинность и неизменность документа, который ею подписывают.
Электронная подпись сейчас используется во многих случаях оформления документов и договоров, в том числе, на официальных сайтах типа Госуслуг, mos.ru, и так далее.
Она состоит из логина, пароля и кода подтверждения. Особенность использования такой подписи заключается в том, что документ, подписанный ею, не полностью эквивалентен бумажному документу. Простая электронная подпись подтверждает согласие лица с условиями сделки. Для придания документу юридической силы необходимо заключить дополнительное соглашение о признании простой электронной подписи аналогом собственноручной подписи, поставленной лично.
Она состоит из двух уникальных последовательностей символов, связанных между собой: ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи. Для создания такой пары используются средства криптографической защиты информации. Эта подпись является более надёжной, чем простая.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись подтверждает, что документ был подписан определённым лицом и с тех пор не изменялся. Чтобы она считалась равноценной собственноручной подписи, нужно заключить соглашение о признании её аналогом собственноручной подписи.
Такая подпись выдаётся удостоверяющими центрами (как аккредитованными, так и неаккредитованными). Её также можно оформить в приложении «Госключ».
Усиленная квалифицированная электронная подпись представляет собой аналог собственноручной подписи, которая ставится лично. Она используется во всех ситуациях, когда возможно оформление электронных документов.
Для получения этой подписи используются средства криптографической защиты информации, подтверждённые ФСБ Российской Федерации. Аккредитованный удостоверяющий центр выдаёт квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который гарантирует подлинность подписи.
Ключи электронной подписи могут быть размещены на сертифицированном USB-носителе, и для их использования может потребоваться дополнительное программное обеспечение.
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись можно в аккредитованном центре, на сайте mos.ru (при получении отдельных услуг) или в приложении «Госключ». Во втором и третьем случаях необходимо иметь подтверждённый аккаунт на портале «Госуслуги» и документ, который требуется подписать. Однако процесс получения подписи в аккредитованном центре немного сложнее, поскольку требуется предоставить пакет документов.
А именно:
Подлинность электронной подписи на документе можно проверить на официальных сайтах Госуслуги и mos.ru.
Электронная подпись обычно действует в течение года. Вы можете проверить свои электронные подписи в личном кабинете на портале Госуслуг.
Обратите внимание, что многие опасаются возможности использования электронной подписи мошенниками для оформления кредитов или кражи средств. Поэтому важно принимать меры предосторожности: установить надёжный пароль, хранить флешку в безопасном месте и получать подпись только в аккредитованных и надёжных центрах. Как и любой другой документ, электронная подпись требует повышенного внимания со стороны владельца.
Если у вас возникли подозрения о подлинности подписи в каком-либо документе — АНО ЦСЭ «Рособщемаш» предоставит вам необходимую поддержку и поможет разрешить все вопросы и проблемы.