Top.Mail.Ru
Качество работ и порядок приемки выполненных работ - Expert Portal.ru

Качество работ и порядок приемки выполненных работ

Качество работ и порядок приемки выполненных работ

При приемке выполненных работ заказчику необходимо осуществить их проверку. Установление порядка процедуры приемки облегчит возможность доказывания факта наличия или отсутствия дефектов на момент приемки.
Стороны могут сами установить правила приема-передачи или включить в договор ссылку на Инструкции №П-6 и №П-7, тем самым сделав их обязательными к применению.
Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.

Когда заказчик получает выполненные работы, он не всегда проверяет их, но все же подписывает передаточные документы. Позднее выясняется, что работы выполнены не в полном объеме или имеют ненадлежащее качество. В результате заказчик отказывается от оплаты работ в полном объеме, что приводит к судебному разбирательству.

В таком случае при грамотно составленном договоре заказчик вправе ссылаться на следующие обстоятельства:

  • прошло меньше времени, чем требуется для обнаружения недостатков, и заказчик вовремя сообщил о их наличии;
  • недостатки были скрыты и не могли быть обнаружены при обычном способе приемки работ;
  • в случае государственных закупок, заказчик имеет право ссылаться на акт контрольного обмера, составленный и подписанный вместе с подрядчиком.

В таком случае, если заказчик не соблюдал установленный порядок приемки работ, это будет аргументом в пользу подрядчика.

Встречаются и иные случаи. Когда при приемке работы были проверены, акт подписан, но спустя какое-то время появились недостатки и заказчик обращается с претензиями к подрядчику, ссылаясь на ненадлежащее выполнение работ.

Подрядчик пытается доказать следующие обстоятельства:

  • при передаче работ недостатки отсутствовали, что подтверждается подписанной без претензий передаточной документацией или отсутствием мотивированного отказа от подписания (в случае уклонения заказчика от приема работ);
  • недостатки, на которые ссылается заказчик, относятся к явным и должны были быть выявлены при обычном способе приемке;
  • ссылка на согласование сторонами порядка сдачи-приемки работ, в результате проведения которого недостатки должны были получить отражение в документах;
  • спор должен быть урегулирован на основании норм, предусматривающих гарантийные обязательства, так как недостатки появились уже после передачи, и требуется установление причин их возникновения (например, осыпание штукатурки из-за повышенной влажности в помещении, о чем при выполнении работ заказчику сообщал подрядчик).

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, стороны имеют право детально урегулировать порядок приема-передачи выполненных работ, а также последствия, которые влечет подписание передаточной документации.
Например, можно установить срок приемки работ, срок выявления недостатков и порядок их предъявления, последствия выявления недостатков и процедура по их согласованию и устранению и др.

Требования к качеству

Требования к качеству выполненных работ могут быть прямо предусмотрены в договоре подряда, в том числе в виде отсылки к какому-либо стандарту, руководству, приложению и т. д.
Например, можно указать, что результаты работ должны точно соответствовать предоставленному эскизу от заказчика. Если обнаружится несоответствие, заказчик по своему выбору может (ч. 1 ст. 723 ГК РФ):

  • безвозмездно устранить недостатки в разумный срок;
  • соразмерно уменьшить установленную за работу цену;
  • возместить свои расходы на устранение недостатков, если такое право заказчика предусмотрено в договоре подряда.

В некоторых случаях требования к качеству работ, указанные в договоре, могут быть неполными или отсутствовать. Требования к качеству работ могут предъявляться законами или иными правовыми актами. Если подрядчик не соблюдает эти требования, он несет юридическую ответственность не только перед заказчиком, но и перед государством в лице его уполномоченных органов.

Гарантийные обязательства

Гарантийные обязательства взаимосвязаны с требованиями к качеству работ. В судебной практике возникают споры относительного того, является ли тот или иной недостаток, выявленный заказчиком, ненадлежащим выполнением работ или должен рассматриваться в рамках гарантийных обязательств.
По этой причине рекомендуется установить срок гарантии и условия ее продления, способ расчета, что входит в гарантию, как она действует при расторжении контракта, как сообщать о наступлении случая, требующего гарантийного обслуживания, а также когда, как и каким образом передавать результаты гарантийного обслуживания.
При определении гарантийных условий в договоре, применению подлежит законный гарантийный срок, который по общему правилу составляет 2 года.

«АНО ЦСЭ «Рособщемаш» проверит соответствие объемов и качества проводимых работ на любых объектах, и их стоимостей, а также соответствия выполненных работ проекту, нормативно-технической документации.

Анастасия Завьялкина

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress