При приемке выполненных работ заказчику необходимо осуществить их проверку. Установление порядка процедуры приемки облегчит возможность доказывания факта наличия или отсутствия дефектов на момент приемки.
Стороны могут сами установить правила приема-передачи или включить в договор ссылку на Инструкции №П-6 и №П-7, тем самым сделав их обязательными к применению.
Рассмотрим наиболее распространенные спорные ситуации.
Когда заказчик получает выполненные работы, он не всегда проверяет их, но все же подписывает передаточные документы. Позднее выясняется, что работы выполнены не в полном объеме или имеют ненадлежащее качество. В результате заказчик отказывается от оплаты работ в полном объеме, что приводит к судебному разбирательству.
В таком случае при грамотно составленном договоре заказчик вправе ссылаться на следующие обстоятельства:
В таком случае, если заказчик не соблюдал установленный порядок приемки работ, это будет аргументом в пользу подрядчика.
Встречаются и иные случаи. Когда при приемке работы были проверены, акт подписан, но спустя какое-то время появились недостатки и заказчик обращается с претензиями к подрядчику, ссылаясь на ненадлежащее выполнение работ.
Подрядчик пытается доказать следующие обстоятельства:
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, стороны имеют право детально урегулировать порядок приема-передачи выполненных работ, а также последствия, которые влечет подписание передаточной документации.
Например, можно установить срок приемки работ, срок выявления недостатков и порядок их предъявления, последствия выявления недостатков и процедура по их согласованию и устранению и др.
Требования к качеству выполненных работ могут быть прямо предусмотрены в договоре подряда, в том числе в виде отсылки к какому-либо стандарту, руководству, приложению и т. д.
Например, можно указать, что результаты работ должны точно соответствовать предоставленному эскизу от заказчика. Если обнаружится несоответствие, заказчик по своему выбору может (ч. 1 ст. 723 ГК РФ):
В некоторых случаях требования к качеству работ, указанные в договоре, могут быть неполными или отсутствовать. Требования к качеству работ могут предъявляться законами или иными правовыми актами. Если подрядчик не соблюдает эти требования, он несет юридическую ответственность не только перед заказчиком, но и перед государством в лице его уполномоченных органов.
Гарантийные обязательства взаимосвязаны с требованиями к качеству работ. В судебной практике возникают споры относительного того, является ли тот или иной недостаток, выявленный заказчиком, ненадлежащим выполнением работ или должен рассматриваться в рамках гарантийных обязательств.
По этой причине рекомендуется установить срок гарантии и условия ее продления, способ расчета, что входит в гарантию, как она действует при расторжении контракта, как сообщать о наступлении случая, требующего гарантийного обслуживания, а также когда, как и каким образом передавать результаты гарантийного обслуживания.
При определении гарантийных условий в договоре, применению подлежит законный гарантийный срок, который по общему правилу составляет 2 года.
«АНО ЦСЭ «Рособщемаш» проверит соответствие объемов и качества проводимых работ на любых объектах, и их стоимостей, а также соответствия выполненных работ проекту, нормативно-технической документации.