Top.Mail.Ru
Дети, чьи родители много говорят, лучше разговаривают - Expert Portal.ru

Дети, чьи родители много говорят, лучше разговаривают

Дети, чьи родители много говорят, лучше разговаривают

Успехи в освоении речи и языка у детей зависят больше от количества контакта с разнообразной речью, чем от социального статуса семьи.

Одни дети начинают говорить раньше, другие позже, и причины этой разницы могут быть различными: количество языков, которыми владеют родители, гендерно-половые обстоятельства, а также социально-экономический статус семьи.

Исследования показывают, что социально-экономический статус действительно влияет на развитие мозга, что вполне ожидаемо, учитывая, как неблагоприятные условия жизни могут негативно сказаться на физическом и психическом здоровье. Плохое питание и борьба за выживание оказывают влияние на организм матери и ребенка, как во время беременности, так и после рождения. Развивающийся мозг не может не реагировать на условия своего развития. Неблагоприятная окружающая среда может сказываться на когнитивных функциях, включая язык и речь.

Однако, согласно авторам последней статьи в PNAS, существует более простое объяснение: дети осваивают язык с разной скоростью из-за различий в разговорной активности их родителей. Исследователи проанализировали почти 40 тыс. часов аудиозаписей, сделанных с участием 1001 ребенка от двух месяцев до четырех лет. Дети носили специальное устройство, которое фиксировало все звуки, которые они издают, а также разговоры окружающих людей. Большинство семей говорили на английском, но также были данные от семей, говоривших на других языках (голландском, испанском, вьетнамском, финском, на папуасском языке йеле, на языке волоф (одном из официальных языков Сенегала) и на языке южноамериканских индейцев чимане).

Как ожидалось, старшие дети проявляли большую речевую активность, чем младшие, а дети с проблемами слуха, аутизмом и другими языковыми трудностями проявляли меньшую речевую активность. Однако важным фактором оказалось то, что количество разговоров взрослых в окружении детей напрямую влияло на их склонность к общению и расширение словарного запаса. Эти разговоры могли быть как направлены на ребенка, так и просто между взрослыми. Причём количество речевых актов у родителей, других родственников и прочих не только усиливало склонность детей говорить самим, но и увеличивало детский словарный запас.

Чего не удалось обнаружить, так это зависимости между уровнем образования матери и речевыми успехами у детей. Точно так же выяснилось, что бедные родители не разговаривали с детьми меньше, чем богатые. Даже после анализа данных только по североамериканским семьям, где обычно наблюдалась связь между речевым развитием детей и социоэкономическим статусом семьи, результаты не изменились.

Это не первый случай, когда не удается обнаружить связь между речью ребенка и социальным статусом семьи или другими параметрами речи. Часто это происходит с различием в словарном запасе, которое, по мнению некоторых специалистов, связано с различными социальными классами семей. Однако такие различия не всегда учитываются исследователями, измеряющими словарный запас. Кроме того, важную роль могут играть контексты общения взрослых с ребенком и между собой, и влияние этого следует проанализировать отдельно. Хотя влияние бедности на развитие мозга не вызывает сомнений, объяснение различия в разговорчивости детей разговорчивостью взрослых кажется вполне убедительным.

Источник: https://m.nkj.ru/news/49376/

Если у вас возникли вопросы касаемо проведения психологической экспертизы ребенка, как в судебном, так и внесудебном порядкеАНО ЦСЭ «Рособщемаш» предоставит вам необходимую поддержку и поможет разрешить все вопросы и проблемы.

Анастасия Завьялкина

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress