Что делать, если товар повредили при транспортировке?

Получение испорченного товара после доставки является серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие потребители. Возможно, что это производитель отправил некачественный товар, однако в некоторых случаях на самом деле вина за повреждение товара лежит на транспортной компании (перевозчике). Испорченные товары могут стать причиной разочарования и неудовлетворенности у потребителей, а также ухудшить репутацию компании-производителя, хотя они могли не нести никакой ответственности за произошедшее.

Чтобы выяснить точную причину повреждения товара, проводится товароведческая или иная, как правило – инженерно-техническая экспертиза. Такое исследование проводится для определения обстоятельств, которые привели к повреждению товара. Оно может включать анализ механических, климатических и других воздействий, которым товар был подвергнут в процессе погрузки-разгрузки или перевозки.

Товароведческая экспертиза включает в себя широкий спектр методов и техник, таких как визуальный осмотр, измерения и анализ материалов, связанных с товаром. Эксперты-товароведы обладают специализированными знаниями, которые помогают определить, были ли повреждения вызваны ненадлежащей упаковкой, несоблюдением правил перевозки или другими внешними факторами.

Товароведческая экспертиза является важным инструментом в разрешении споров и установлении ответственности за повреждение товара.

АНО Центр Судебной Экспертизы «Рособщемаш» проводит товароведческие экспертизы. При подготовке исследования эксперты руководствуются Федеральным законом от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Рассмотрим на реальном примере, как проводится товароведческое исследование и на какие вопросы может ответить эксперт, на примере конкретного исследования:

При перевозке в контейнерах были повреждены строительные материалы.

На разрешение товароведа были поставлены следующие вопросы:

  1. Возможна ли перевозка сэндвич-панелей в контейнерах, предназначенных для морской перевозки?
  2. Позволяет ли перевозка сэндвич-панелей в контейнерах, предназначенных для морской перевозки, обеспечить сохранность и целостность данного груза?
  3. Соответствует нормативные требованиям (при их наличии) примененный способ упаковки, (укладки, крепления) сэндвич-панелей в контейнеры или обычно применяемым способам их упаковки, укладки, крепления (при отсутствии нормативных требований)?
  4. Каковы причины возникновения повреждений сэндвич-панелей?
  5. Позволяет ли степень повреждения сэндвич-панелей использовать их в дальнейшем по назначению?
  6. На какую величину (процент) понизилась закупочная стоимость поврежденных сэндвич-панелей?
  7. Какова закупочная стоимость поврежденных сэндвич-панелей после применения величины, на которую понизилась их закупочная стоимость?

На экспертизу были представлены документы, такие как:

  • договор поставки;
  • дополнительное соглашение к договору поставки;
  • спецификация товара;
  • договор транспортной экспедиции;
  • поручение экспедитору;
  • уведомления об отправке;
  • акты о повреждении груза;
  • таблица с количеством поврежденных панелей;
  • фото и видео — материалы.

При проведении исследования использовались следующие нормативные материалы и специальная техническая литература:

Федеральное законодательство
  1. Федеральный закон №73-ФЗ от 31.05.2001 года «О государственно-экспертной деятельности в РФ»;
  2. ГОСТ Р 59684-2021 Сэндвич-панели стальные поэлементной сборки. Технические условия. Дата введения
  3. ГОСТ 32603-2021 «Панели трехслойные с металлическими облицовками и сердечником из минеральной ваты. Технические условия» Дата ведения 04.01.2022
  4. ГОСТ 32603-2012 «Панели металлические трехслойные с утеплителем из минеральной ваты. Технические условия» Дата завершения срока действия: 31.03.2022
  5.  Федеральная служба морского флота России. «Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом» № РД 31.11.21.18-96.
  6. ГОСТ Р 51293-2022 «Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей подтверждения соответствия».
  7. ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Этапы исследования

  • изучение и анализ материалов, поступивших на исследование, с целью выяснения обстоятельств, приведших к спору между Сторонами;
  • проведение анализа имеющихся данных. Определение соответствия представленных материалов, документов и пр. требованиям нормативных правовых документов;
  • анализ результатов исследования с установлением технических характеристик объекта исследования;
  • составление в соответствии с общепринятыми требованиями развернутого заключения эксперта, формулирование выводов.

Анализ производился в соответствии с требованиями нормативных документов, действовавших по состоянию на исследуемый период.

Результаты исследования

1.    Возможна ли перевозка сэндвич-панелей в контейнерах, предназначенных для морской перевозки?

2. Позволяет ли перевозка сэндвич-панелей в контейнерах, предназначенных для морской перевозки, обеспечить сохранность и целостность данного груза?

Контейнеры для морской перевозки — тип контейнеров, предназначенных для перевозки в них больших партий грузов, в том числе и материалов, используемых в строительстве. При этом, некоторые из грузов можно перевозить без специальной подготовки, другие же нуждаются в создании особых транспортных условий.

Погрузка и транспортировка   грузов производится в соответствии с Правилами «ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ» № РД 31.11.21.19-96. Правила устанавливают общие требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при перевозке грузов, в том числе крупногабаритных и тяжеловесных грузов в упакованном виде.

Транспортировка сэндвич-панелей, упакованных в транспортные пакеты в заводской упаковке, может осуществляться всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта (п. 9.1 ГОСТ 32603-2012).

Таким образом, в результате проведенного исследования, выявлено, что перевозка сэндвич-панелей возможна в контейнерах, предназначенных для морской перевозки, и позволяет обеспечить сохранность и целостность данного груза при условии укладывания грузовых пакетов с сэндвич-панелями в деревянные контейнеры решетчатого типа.

3. Соответствует ли нормативным требованиям (при их наличии) примененный способ упаковки, (укладки, крепления) сэндвич-панелей в контейнеры или обычно применяемым способам их упаковки, укладки, крепления (при отсутствии нормативных требований)?

Сэндвич-панели имеют механические повреждения замковых соединений, в виде царапин, сколов и трещин, вмятины на торцевых поверхностях, отслоения и повреждения минеральной ваты, утрату целостности лакокрасочного покрытия.

Как выявлено при исследовании, загрузка товара произведена с нарушением требований и правил.

4. Каковы причины возникновения повреждений сэндвич-панелей?

Как выявлено при исследовании, причинами возникновения повреждений сэндвич-панелей явилось нарушение Правил безопасности морской перевозки грузов, утвержденными приказом Минтранса РФ от 21 апреля 2003 г. N ВР-I/п и требований ГОСТ 32603-2012 Приложения А п. А3 «перевозка водным транспортом».

Груз для перевозки водным транспортом не уложен в деревянные контейнеры во избежание смещения при транспортировке. Мощность стропов для крепления оказалась недостаточной, что и привело к образованию повреждений дефектов и недостатков как сэндвич-панелей, так и груза в целом.

5. Позволяет ли степень повреждения сэндвич-панелей использовать их в дальнейшем по назначению?

При проведении исследования на сэндвич-панелях выявлены недостатки и повреждения, образовавшиеся в результате негативного механического воздействия, которые в соответствии с п. 5.4.3.2 ГОСТ 32603-2012 и п. 5.4.2.2 ГОСТ 32603-2021, являются недопустимыми дефектами.

Данные дефекты относятся к неустранимым дефектам, устранение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно.  А так же критическим дефектам, при наличии которых использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо, в связи с чем товар переходит  в категорию товара, имеющего брак — продукция которого к использованию не допускается из-за наличия дефектов.

Выявленные недопустимые дефекты на сэндвич-панелях впоследствии негативно отразятся при монтаже объекта. 

При наличии выявленных дефектов снижаются такие потребительские свойства строительного объекта, как долговечность – способность сохранять прочностные, физические и другие свойства, устанавливаемые при проектировании, и эстетические показатели.

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что повреждения сэндвич-панелей характеризуются как неустранимые, критические дефекты и брак. Использовать их в дальнейшем назначении недопустимо.

6. На какую величину (процент) понизилась закупочная стоимость поврежденных сэндвич-панелей?

При исследовании выявлено снижение качества транспортируемого строительного материала – сэндвич-панелей.

Уровень снижения качества изделий, имеющих дефекты, устанавливается в процентах с учетом влияния дефекта на внешний вид и эксплуатационные свойства изделия и является ориентировочным.

При определении уровня снижения качества (дефектности) изделий за основу принимаются фактические расходы, связанные с восстановлением объекта путем замены дефектных (поврежденных) деталей и комплектующих на исправные. Расходы, связанные с заменой детали будут складываться из фактической цены и стоимости операций, связанных с ее заменой.

Ориентировочно, качество поврежденных сэндвич-панелей снизилось в среднем на 80%, с учетом повреждения металлических конструкций и сердцевины из минеральной ваты.

7. Какова закупочная стоимость поврежденных сэндвич-панелей после применения величины, на которую понизилась их закупочная стоимость?

Стоимость поврежденных сэндвич-панелей изменяется пропорционально уровню снижения качества товара и составляет 80%.

АНО ЦСЭ «Рособщемаш» проводит товароведческие экспертизы соответствия или несоответствия стандартам:

  • мебели, продукции целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, включая требования технических регламентов Таможенного Союза;
  • игрушек, продукции лёгкой и текстильной промышленности, включая требования технических регламентов Таможенного Союза;
  • строительных материалов, изделий и конструкций;
  • изделий из стекла и керамики, силикатных строительных материалов;
  • изделий из металлов и сплавов;
  • маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов;
  • изделий из резин, пластмасс и других полимерных материалов;
  • лакокрасочных материалов и покрытий;
  • промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки;
  • медицинских изделий;
  • продукции сырьевых отраслей промышленности, посуды, упаковки;
  • профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности.
Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress